Методики обучения чтению

Как научить ребенка читать? Обзор методик обучения чтению.

03.06.2012

Как учить ребенка читать?Каждый родитель рано или поздно задается этим вопросом, причем, в последнее время, этот вопрос начинает интересовать родителей все раньше и раньше.

 

На протяжении десятков лет сложились и развиваются и поныне различные методики обучения детей чтению. Сейчас существует несколько наиболее распространенных методик обучения чтению. И перед родителями встает вопрос: какую методику выбрать? Как лучше и легче учить ребенка читать?

 

Давайте подробнее рассмотрим методики обучения чтению, чтобы легче было определиться с выбором нужной.

Самой распространенной, официально признанной  является звукобуквенная методика обучения  чтению  Эльконина  (аналитико-синтетический подход).  Этот способ обучения чтению  используется в школе.  Практически все Буквари  построены именно на этом способе обучения чтению.

Выбирая эту методику обучения чтению, следует обратить внимание, что основана она на аналитико-синтетических операциях.  А как Вы считаете, в 3-4 года ребенок способен анализировать и синтезировать материал?  В этом возрасте только закладывается умение анализировать и то не у всех детей. Часто, даже придя в школу, дети испытывают затруднения в анализе, а что говорить о малышах 3-4 лет.

Изначально эта методика обучения была рассчитана на детей 6-7 лет. Сейчас начинают учить читать  гораздо  раньше, но совершенно не обращают внимания на возможности ребенка. Конечно, обучать чтению по традиционной  методике  намного  легче, ведь все это знакомо нам с детских лет, есть множество различных букварей, книг и пособий. Бери и учи.

И здесь совершается множество ошибок, которые значительно затрудняют ребенку процесс обучения чтению.  Одна из самых распространенных ошибок –неправильное изучение букв.  Наверняка, каждый из Вас сталкивался с ситуацией, когда ребенок буквы знает, а читать не умеет.  Знание букв не обеспечивает умение читать!  И этот способ обучения подходит  старшим дошкольникам, но не подходит малышам.

Следующей по распространенности является методика Н. Зайцева.  Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Обучение  по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. При обучении чтению по этой методике  ребенок сидеть на одном месте просто не сможет. Сейчас методика Зайцева получила широкое распространение, но большей частью в негосударственных учреждениях. Есть клубы, курсы, частные детские сады, где учат читать детей по методике Зайцева, но в школах она не применяется.

Хорошо это или плохо – сказать однозначно нельзя. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. Надо  просто их учесть.

Еще одна известная  методика  обучения чтению  Г. Домана. Много лет назад,  обучая  чтению умственно отсталых детей, Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков.  И дети научились читать.

Сейчас этот метод используется как для обучения особых детей, так и для обучения здоровых детей.

Как говорится,  и на солнце есть пятна. У каждой методики обучения чтению есть свои достоинства и недостатки, есть какие-то нюансы, которые надо обязательно учитывать.

А что, если объединить лучшее из всех этих методик? Что получится?         И как это практически сделать?

По материалам  учителя Татьяны Джало

http://chitalochka-ru.ru/